Право аренды участка лесного фонда может быть предоставлено на срок

право аренды участка лесного фонда может быть предоставлено на срок

Согласно Лесному кодексу РФ, на землях лесного фонда запрещено:

  1. Любое строительство жилых домов, коттеджей, и прочих частных владений;
  2. Размещать садоводческие товарищества (СНТ) и дачные кооперативы (ДНТ, ДПК);
  3. Ставить заборы и другие типы ограждений на арендованные участки (за исключением природоохранных территорий);
  4. Ограничивать свободный доступ граждан к лесным ресурсам в случае опасности (например, лесного пожара), а также егерей, инспекторов;
  5. Находиться и вести деятельность на особо охраняемых землях;
  6. Портить лес, допускать пожары и истощение почвы;
  7. Собирать грибы и ягоды, растения, занесенные в Красную книгу РФ, а также те, которые относятся к наркотическим и психотропным веществам;
  8. Делать заготовку древесины запрещенных пород деревьев и кустарников (согласно Приказу Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»);
  9. Вести сплошную вырубку лесов на территориях, где их естественное воспроизводство затруднено или невозможно.

Практические рекомендации и подводные камни

Договора аренды чаще всего долгосрочные. Прежде чем оформлять соглашение на срок до 49 лет стоит здраво оценить перспективы его использования и коммерческую выгоду. Возможно, имеет смысл заказать оценку участка у профессионалов.

Помните, что субаренда запрещена и избавиться от ненужного лесного надела будет довольно проблематично. В этом случае лучше оформлять аренду на короткий срок, а затем просто пролонгировать договор. Помните, что по закону госорган не вправе отказать арендатору, который не допускал нарушений и просит о продлении аренды.

Аренда лесных участков регулируется целым рядом нормативных актов, которые часто меняются. Зачастую для получения права на временное использование необходимо пройти аукцион наравне с другими претендентами. После этого заключается договор аренды максимальный срок, которого может достигать 49 лет.

Аренда лесных участков. Основные положения

Порядок арендных взаимоотношений прописан в вышеупомянутом Лесном кодексе и других законодательных актах. Образцы и формы соглашений можно запросить у местных властей, с которыми планируется заключить сделку.

Требования к арендаторам

Арендовать участок в лесном фонде может:

  1. Любое дееспособное и совершеннолетнее физическое лицо;
  2. Предприятие (юридическое лицо), при условии что оно отсутствует в перечне недобросовестных арендаторов и пользователей лесных территорий;
  3. Текущий арендатор, при продлении договора (при условии отсутствия задержек по оплате арендных платежей и нарушения других договорных условий).

Началом отношений является подписанный договор аренды между сторонами. Он может быть подписан как по итогам проведенного аукциона, так и без него — если участок предоставлен во временное пользование в результате государственного постановления (об этом мы подробнее остановимся ниже).

Помимо вышеуказанных правил (что можно, а что нельзя) к новым владельцам участков предъявляется общие требования:

  1. эксплуатировать земли согласно их назначению;
  2. соблюдать дисциплину по внесению арендных платежей;
  3. не мусорить (не засорять) участок;
  4. следить за состоянием почвы;
  5. выполнять все мероприятия по пожарной безопасности;
  6. придерживаться требований лесорубного и лесного билета (если на территории планируется вырубка и заготовка древесины).

Это базовые вещи. Некоторые дополнительные требования устанавливаются индивидуально. Здесь действует принцип: чем серьезней планируется вторжение арендатора в природную среду, тем больше условий прописывается в договоре.

Сроки аренды

Земли лесного фонда могут быть переданы как на длительное, так и в кратковременное пользование.

Срок аренды по договору зависит от целей, под которые арендуется данный ЗУ.

Самый минимальный срок аренды – 1 год. Его обычно используют в случаях, когда не планируются какие-либо масштабные работы на участке (например, в целях проведения исследований местности).

В интересах заготовки древесины, постройки водохранилищ и благоустройства, земли лесного фонда могут быть переданы в аренду на максимальный срок: вплоть до 49 лет.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Российское законодательство включает в свой состав бухгалтерский и налоговый учеты, которые обязательны для предоставления земельных участков в наем.

Бухгалтерский учет предусматривает заключение договора аренды ЗУ на всевозможные расходы по аренде, расходы на продажу, хозяйственные и затраты на будущие периоды, учитывает расходы на незаконченное строительство и ряд других затрат.

Налоговый учет устанавливает налог на арендную плату, корректирует ее, в случае передачи наемных прав на землю, а также освобождает от выплат некоторые категории налогоплательщиков.

Подробно ознакомиться с налоговым учетом аренды земли можно с помощью таких статей Налогового Кодекса: 146 (пункт 1), 155 (пункт 5), 154, 40.

ПОЛОЖЕНИЕОБ АРЕНДЕ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Отношения по аренде участков лесного фонда регулируются Основами лесного законодательства Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, решениями органов местного самоуправления и настоящим Положением. 2. Предоставление участков лесного фонда в аренду производится на основании совместного решения районного (городского) Совета народных депутатов и владельцев лесного фонда по согласованию с соответствующим органом охраны окружающей природной среды. При этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям. Владельцами лесного фонда являются лесхозы, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные формирования, заповедники, национальные природные парки, учебные лесные и опытные лесные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства. 3. Районные (городские) Советы народных депутатов определяют форму выбора лесопользователя при аренде участков лесного фонда (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы). При этом предоставление участков лесного фонда в аренду рекомендуется производить в первую очередь на условиях прямых переговоров и конкурсов. Участки лесного фонда, ранее находившиеся в пользовании государственных лесозаготовительных предприятий министерств и ведомств, предоставляются им в аренду без проведения конкурсов и лесных торгов в случае, если они не изменили свой статус. Преимущественное право на аренду участков лесного фонда предоставляется лесопользователям, длительное время работающим на данной территории и имеющим производственные мощности по заготовке и переработке древесины и другой лесопродукции, а также предприятиям, осуществляющим поставки лесной продукции для государственных нужд. Передача в аренду участков лесного фонда колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребностей в них указанных владельцев лесного фонда. 4. Участки лесного фонда передаются в аренду на основании специального разрешительного документа — лицензии. Форма лицензии утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Типы использования водных объектов

Таким образом, пользование землями лесного и водного фондов имеют значительные отличия от иных видов землепользования. И, если при использовании земель водного фонда возможно стать собственником земельного участка под небольшим водоемом, то земли лесного фонда принадлежат только государству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Лесного фонда

  • Постоянное (бессрочное) пользование;
  • Безвозмездное срочное пользование;
  • Срочная аренда.

В бессрочное пользование земли из лесного фонда предоставляются только юридическим лицам, перечисленным в ст. 39.9 Земельного кодекса РФ. На правах срочной аренды (безвозмездной или платной) лесные наделы предоставляются как юридическим, так и физическим лицам.

В безвозмездную срочную аренду наделы лесного фонда предоставляются бюджетным организациям или коммерческим предприятиям, с которыми заключён договор о развитии некоторых территорий РФ (Дальний Восток, Север), а также физическим лицам, имеющим право на льготное безвозмездное предоставление земельных наделов.

Важно знать, что лесные участки из лесного фонда не подлежат продаже ни физическим, ни юридическим лицам, продажа может быть только лесных насаждений (древесины), произрастающих на таких участках.

Договор покупки таких лесных насаждений у владельца земли (администрации) не может быть составлен на срок более одного года, в соответствии с п. 5 ст. 75 Лесного кодекса РФ.

Наделы земель лесного фонда могут быть предоставлены в аренду физическим или юридическим лицам только для целей, перечисленных в ст. 25 Лесного кодекса РФ.

Арендная плата за предоставление земель лесного фонда рассчитывается, согласно ст. 73 ЛК РФ, исходя из цели использования леса:

  • При аренде с изъятием лесных ресурсов, арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу объёма и всего объёма изъятых ресурсов;
  • При аренде без изъятия лесных ресурсов арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу площади и площади арендуемого надела.

Коэффициент (ставка) платы определён в специальной Методике, утверждённой правительством РФ. Из данной методики видно, что дороже всего будет стоить аренда лесных насаждений, содержащих преимущественно дуб, ясень и клён.

Необходимо помнить, что получать в аренду можно только наделы лесных земель, прошедшие кадастровый учёт и зарегистрированные в кадастровой палате.

Срок аренды не может превышать сорок лет.

Водного фонда

Большинство водных объектов и территорий находятся в собственности государственной власти.

Исключением является пруд или заполненный водой овраг, расположенный внутри границ земельного надела, принадлежащего юридическому или физическому лицу. Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ, такой пруд будет принадлежать владельцу земельного участка, в границах которого данный пруд расположен целиком.

Согласно п. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ, объекты водных территорий могут быть предоставлены в водопользование для осуществления следующих целей:

  • Забора водных ресурсов (откачка воды) для пищевых и иных нужд;
  • Использования акватории для различных целей;
  • Использования водных ресурсов без их забора для производства электроэнергии.

Водопользование — это такая разновидность аренды, применяемая к территориям водного фонда. Плата за водопользование, согласно ст. 20 ВК РФ, определяется ставкой, рассчитываемой Правительством РФ в зависимости от региона водопользования и конкретного водного объекта, предоставляемого в такое пользование.

На водных объектах, примыкающих к промышленным предприятиям или к стратегическим сооружениям, могут быть запрещены локально-правовыми актами следующие виды деятельности:

  • Забор воды для питья;
  • Купание;
  • Использование маломерных судов;
  • Использование развлекательного водного транспорта (катамараны, надувные лодки);
  • Водопой домашнего скота.

Данные запреты вменяются в целях охраны здоровья людей и животных, а также водной экосистемы и безопасности стратегических предприятий.

Важно знать, что отдельных налогов за пользование водными или лесными ресурсами не предусмотрено, так как все участки с такими ресурсами находятся в государственной собственности, и органы власти осуществляют пополнение бюджета регулировкой размеров ставок оплаты за аренду лесов или водопользование.

Узнайте у нас

как оформить продажу дома с участком

земли правильно!

Вам необходимо купить участок под ИЖС и построить на нем дом? Подробная процедура данной сделки описана здесь.

Как правило, приобретение земли у государства является более выгодной, чем покупка у собственника. Подробности в нашей статье.

Вся древесина, вырубленная без законных оснований, подлежит изъятию (конфискации) в соответствии со ст. 99.1 Лесного кодекса РФ.

Важно помнить, что земли как лесного, так и водного фондов подлежат особой охране органами государственной власти, и за порчу земель лесного и водного фондов предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

Лица, нанесшие вред лесам, обязаны уплатить штраф.

Размеры штрафов зависят от вида правонарушения и его масштаба, определяются Постановлением Правительства РФ № 273 от 08.05.2007, и составляют:

  • За незаконную рубку или повреждение деревьев хвойных пород – 50-ти кратная стоимость древесины;
  • За незаконную рубку или порчу хвойных кустарников – 10-ти кратная стоимость древесины;
  • За незаконную рубку или порчу лиственных пород – 10-ти кратная стоимость лиственных пород;
  • Незаконная рубка сухостойных или буреломных деревьев – однократная стоимость сухостоя;
  • Повреждение саженцев лесных пород – 5-ти кратная стоимость затрат на данные саженцы.

Помимо обязательной оплаты штрафа лица, навредившие лесу, обязаны возместить такой вред, согласно ст. 100 ЛК РФ.

Нанёсшие вред водным объектам лица также обязаны возместить такой вред, согласно ст. 68 Водного кодекса РФ. Помимо возмещения вреда, такие лица обязаны уплатить штраф, рассчитываемый по устанавливаемым правительством РФ методикам в зависимости от совокупности вредных факторов, воздействовавших на акваторию.

Так, за самовольное занятие объекта водного фонда или его части, а также использование водного объекта без необходимых для такого использования документов, влечёт наложение штрафа в размере:

  • От 300 до 500 рублей – для физических лиц;
  • От 500 до 1000 рублей – для должностных лиц;
  • От 5000 до 10000 рублей – для юридических лиц.

Если водный объект используется для забора воды, и объём забранной воды превысил установленный договором водопользования объём, то безответственный водопользователь уплачивает штраф в 5-ти кратном размере ставки оплаты за использование данного водного объекта.

Итак, земли лесного и водного фондов представляют собой своеобразный стратегический ресурс, и поэтому такие земли находятся в государственной или муниципальной собственности. Гражданам и организациям предоставляется право пользования лесными и водными ресурсами в коммерческих целях на правах аренды или пользования, при этом особое внимание уделяется контролю над законным использованием данных ресурсов без вреда окружающей среде.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему,

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

На государственном уровне реализуется право использования земельных участков в качестве арендуемых. При этом территории могут быть переданы не только для построения жилых объектов.

Применение земель ограничено на законодательном уровне. При этом человек не лишается полностью права на ведение хозяйственной деятельности, получение прибыли и проведение рекреационных мероприятий. Важно знать, как взять в аренду участок лесного фонда.

Законодательство РФ особенно тщательно регулирует вопросы, касающиеся использования территорий лесных массивов. Общие моменты, затрагивающие аренду, отражаются в Гражданском кодексе.

Более подробно моменты, в соответствии с которым производится пользование лесных массивов, прописываются в Лесном кодексе РФ.

Глава 6 содержит основные пункты:

  • порядок предоставления земель;
  • основания для заключения договора;
  • использование участка.

В качестве основания отмечается проведение аукциона. Его порядок отражается в главе восьмой Лесного кодекса.

Также некоторые моменты прописываются в Земельном кодексе РФ. Он отражает порядок причисления территории к лесному фонду.

Таковыми считаются:

  • площади, на которых растут леса;
  • земли без растительности, но необходимые для ее восстановления (вырубки, пастбища);
  • территории с хозяйственными объектами для обслуживания объектов лесного массива.

В качестве арендаторов могут выступать как физические, так и юридические лица. Предоставляют участки органы государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с 25 статьей Лесного кодекса РФ, земли могут быть пригодны для:

  • переработки и заготовки леса;
  • охоты;
  • научных исследований;
  • рекреационных услуг;
  • постройки гидротехнических сооружений, если на территории имеется река, водохранилище;
  • добычи полезных ископаемых.

Статья 25. Основания возникновения прав на землю

Арендование может производиться для достижения нескольких целей одновременно. Важно, чтобы участки были предусмотрены для передачи в такое пользование.

Для получения в пользование территории важно соблюдать правила аренды участков лесного фонда. Они прописываются в Лесном кодексе РФ, гражданских нормативно-правовых документах и Положении «Об аренде участков лесного фонда».

Получателем является лесопользователь, который будет применять по назначению предоставленные ему территории. Минимально оформить договор можно на год, а максимально – на 99 лет.

Использовать земли можно для проведения ряда работ.

Среди таковых выделяют:

  • заготовку древесины, живицы, второстепенных ресурсов;
  • побочные цели (выпас скота, косьба сена, создание пасек, сбор ягод и плодов);
  • охоту;
  • культурно-оздоровительные, туристические цели.

Не могут быть предоставлены в пользование земли, расположенные на территории заповедника.

После окончания срока действия договора земля не может быть переведена в собственность арендатора. Выкуп, а следовательно и наследование участка, субаренда не допускаются.

Участок может быть передан гражданину только после того, как состоится официальный аукцион. Основная роль в его проведении отводится органам исполнительной власти региона.

Основания, условия и требования

Основание для аренды – договор между сторонами. Договор заключается по результатам торгов, которые проводятся в форме открытого аукциона или конкурса либо без торгов (посредством подготовки решения госорганом). Сроки и условия этого договора зависят от цели, ради которой арендуется земельный надел в лесу. Например, если это изыскательные работы, то сроки не могут быть более года, а для инвестиционных проектов сроки аренды начинаются от 20 лет.

От арендаторов требуют выполнения ряда условий (следить за состоянием почвы и не загрязнять ее, применять меры пожарной безопасности и пр.). Чем серьезней вмешательство в окружающую среду, тем выше требования. От компаний и физлиц также требуют использовать участок строго по назначению (о том, что можно и нельзя делать на таких землях, читайте тут). Они обязаны будут вносить плату в установленное время, а также соблюдать условия лесорубочного билета, лесного билета, если планируют заготавливать древесину.

Как получить лесной участок без аукциона?

Если на интересующие территории торгов не проводится, арендатору придется самостоятельно подготовить запрос в местную администрацию и предоставить немного иной пакет документов.

В запросе описывается месторасположение и площадь ЗУ, цель аренды, тип землепользования и сроки. Вместе с ним передается:

  1. Выписка из реестра юр. лиц;
  2. Копия паспорта;
  3. Копия подтверждения о постановке на налоговый учет (свидетельство ИНН);
  4. Доверенность от нотариуса (в случае, если запрос делает доверенное лицо).

Запрос может рассматриваться на протяжении 30 дней. По решению комиссии, предприниматель либо получит на руки Распоряжение о предоставлении земли в аренду, либо письменный отказ.

Сроки рассмотрения и принятия решения

Согласно закону, комиссия должна принять решение в срок до 1 месяца.

На ее решение могут оказать влияние следующие факторы:

  1. Имеет ли претендент опыт пользования земельными ресурсами?;
  2. Насколько надежен и платежеспособен потенциальный арендатор?;
  3. Есть ли проект по использованию территории?

На положительный ответ можно не рассчитывать, если предприниматель уже попадал в списки нарушителей условий аренды или недобросовестно распоряжался выданными участками.

Стоит учесть, что помимо потраченного времени на утверждение Постановления и подписания договора, еще понадобится время на осмотр территории, а также выбор площадей, проведение оценки ЗУ, сборы бумаг. Сроки выполнения всех процедур определяются территориальными органами и печатаются в СМИ, либо на сайте администрации.

Право пользования землями лесного фонда

Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:

Право постоянного бессрочного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

Исходя из статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

  1. тем же лицам, которым предоставляются участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, но только на срок до 1 года;
  2. в виде служебных наделов работникам организаций (например, работникам организаций транспорта), но только на срок трудового договора;
  3. религиозным организациям;
  4. лицам, которые заключили договор на строительство или реконструкцию объектов недвижимости в соответствии с 44-ФЗ;
  5. гражданам для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или КФХ в определенных муниципальных образованиях, но только на срок не более 6 лет;
  6. гражданину, если на этом участке находится его служебное жилое помещение;
  7. гражданину для сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд на срок не более чем 5 лет;
  8. гражданам и ЮЛ для сельскохозяйственного,
  9. садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет;
  10. некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства;
  11. лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
  12. лицам, с которыми заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  13. лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка;
  14. лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;
  15. гражданину на Дальнем востоке в соответствии с № 119-ФЗ;
  16. Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации;
  17. акционерному обществу “Почта России”.

Для того чтобы право пользования землями лесного фонда было предоставлено, необходимо заключить договор с уполномоченным органом.

Помимо постоянного бессрочного и безвозмездного пользования лесным участком законодательством предусмотрено такое право как сервитут.

Лесной сервитут – право пользоваться чужими лесными угодьями в своих целях.

Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Сервитут бывает публичным и частным.

Публичный сервитут, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.

Частный сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.

К примеру, физическое лицо занимается постройкой чего-либо в лесу. Для этого ему требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей. Тогда лицо может установить с ними договор. Сосед может позволить физическому лицу использовать его территорию в целях строителя, но, конечно, имеет полное право запросить с него соответствующую оплату. Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом некоторых ограничений ограничений. Например, если физическое лицо заключило сервитут не с собственником лесного участка, а с землепользователем (арендатором), то срок договора об установлении сервитута не должен превышать срок действия договора аренды с собственником.

Кадастровая оценка земель лесного фонда

Аренда лесного надела, имеющегося на балансе муниципалитета, происходит в последовательности, утвержденной действующим законодательством РФ (статья 39.6 Земельного кодекса РФ). Участки леса, относящиеся к государственной и муниципальной собственности, продаже не подлежат, но их можно арендовать, срок действия аренды составляет от 1 года до 49 лет (ст. 72 ЛК РФ).

Соглашение максимально подробно описывает надел и условия заключения сделки. В нем обязательны следующие пункты:

  • технические и визуальные характеристики надела с установлением границ;
  • срок действия;
  • виды землепользования;
  • арендная ставка;
  • обязанности сторон по защите лесных территорий;
  • различные неустойки (определяются арендодателем) за нарушение ключевых моментов договора;
  • основания и порядок возможного расторжения в одностороннем порядке;
  • данные об обременениях (узнайте, что такое обременение земельного участка)

В законодательстве имеется типовая форма договоре аренды лесного участка со всеми необходимыми приложениями.

Далее более подробно разберем некоторые пункты из договора аренды.

Сроки и цели аренды

Порядок предоставления участка лесного фонда установлен Земельным кодексом РФ, если иное не регламентируется Лесным кодексом РФ.

Фундаментальное условие заключения договора – это указание целей сделки. Существует несколько видов лесопользования, которые указаны в ЛК РФ:

  • древесная заготовка (самое популярное направление освоения ресурсов леса, регулируется ст. 29 ЛК);
  • выработка живицы (описывается ст. 31 ЛК);
  • заготовление прочих ресурсов недревесного плана (регулируется ст. 32 ЛК);
  • частное выращивание растительных культур (описывается ст. 39 ЛК);
  • ведение охотничьего хозяйства (ст. 36 ЛК);
  • эксплуатация леса в интересах сельского хозяйства (регулируется ст. 38 ЛК, в качестве примера можно привести оленеводство на Крайнем Севере, пчеловодство и кошение сена);
  • научная и техническая деятельность;
  • разработка охранных зон под заповедники;
  • проведение электролиний, трасс и трубопроводов (ст. 45 ЛК);
  • инновационная разработка подземных ресурсов (ст. 43 ЛК).

Лес – важная экосистема, поэтому его невозможно сдать в аренду, не указав определенные обязанности нанимателя. К ним относятся:

  • соблюдение правил регламента лесного хозяйства и разработка надела только в соответствии с разрешенным видом использования;
  • противопожарное обустройство леса и подготовка необходимой техники и материалов во время периодов высокой пожарной активности (ст. 53 ЛК);
  • санитарно-оздоровительная рубка поврежденных деревьев (она влияет на стоимость аренды, ставка может быть снижена за счет высокой активности нанимателя в этом сегменте).

В соответствии с ЛК основанием для оформления договора аренды надела в лесу становится победа на аукционе. До введения системы торгов во многих лесхозах допускалось оформление угодий по ценам ниже рыночных, по коррупционным схемам. Введение открытых аукционов и форумов помогло решить эту проблему.

Минусом проведения торгов можно назвать отсутствие каких-либо специальных требований к арендаторам. Организаторы аукциона не смотрят на специализацию компании, но она может выиграть лот, не имея никакого отношения ни к заготовке древесины, ни к ведению охотничьего хозяйства. При этом фирма просто сдаст надел в субаренду заинтересованным организациям по завышенной цене, ведь она может переуступить наем земли по закону (не относится к цессии).

На торгах подчас сталкиваются инновационные и денежные вопросы, но побеждает тот, кто может предложить не лучший проект по рекреации или освоению наделов, а тот, у кого больше денег.

Сам аукцион проходит в стандартной форме. Физические и юридические лица передают задаток в качестве обеспечения серьезности своих намерений, согласно основным положениям торгов, что и считается заявкой на участие. Его размер устанавливается индивидуально. Эти деньги вернутся участникам, не победившим в аукционе, и включатся в стоимость лота для победителя.

Организатор торгов называет минимальную цену выкупа права аренды, а участники попеременно повышают ее. Если на каком-то этапе торгов никто не назовет большую сумму, то лесной участок достается последнему участнику, назвавшему наибольшую стоимость. При проведении аукциона обязательно осуществляются аудио- и видеозапись во избежание фальсификации данных.

В течение 10 дней после завершения аукциона выигравший участник должен составить с муниципальными властями договор долгосрочной аренды лесного участка и соглашение о продаже лесных насаждений.

Не всегда арендный договор заключается на основании конкурса. Муниципальные и государственные объекты лесного хозяйства могут сдаваться без аукциона, если:

  • они необходимы для интенсивной разработки месторождений полезных ископаемых или для геологических мероприятий с целью изучения структуры земли (Пост. Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 161 «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ»);
  • на этой территории строятся водохранилища;
  • наделы нужны для ведения охотхозяйства или для пасеки;
  • на участках возводятся электропроводящие линии, трубопроводы и прочие линейные объекты ЖКХ;
  • на земле идет вырубка леса, заготовка древесины и пиломатериалов для указанных выше работ;
  • на запрашиваемой территории стоит какое-либо здание (тогда арендный договор заключается с собственником дома).

Если же аукцион не состоялся по закону (например, на нем присутствовало не более двух человек, остальные решили не являться), то надел может арендовать единственный участник торгов, муниципалитет не может отказать ему в предоставлении объекта на заявленных условиях.

Договор аренды леса заключается в ППФ. Он подлежит обязательной государственной регистрации вне зависимости от сроков найма, но не требует нотариального удостоверения. Регистрировать документ следует сразу же после его подписания. Подать документы можно в территориальном отделении Росреестра, Регистрационной палате или любом офисе МФЦ.

При себе, помимо подписанного договора, стороны должны иметь следующие документы (краткий перечень):

  • заявления участников сделки (заполнение бумаги возможно прямо в МФЦ с помощью консультанта);
  • протокол результатов проведенных торгов;
  • извещение об аукционе;
  • кадастровый паспорт объекта;
  • платежный документ о госпошлине;
  • учредительные и налоговые документы – для юрлиц;
  • паспорт гражданина РФ.

Размер госпошлины при аренде лесных земель составляет 2 т. р. для физлиц, и 22 т. р. для компаний. Процедура регистрации через МФЦ идет 10 дней, после чего участники могут получить зарегистрированные договоры.

Лесной участок признается объектом имущественных прав, а его аренда регулируется различными законодательными актами. К основным из них можно отнести:

  • Лесной Кодекс (ст. 9, ст. 20, ст. 24, ст. 29, ст. 61, ст. 64, ст. 72-74, ст. 88 со всеми поправками);
  • Земельный Кодекс (ст. 101 и пр.);
  • ГК (ст. 606 и пр.);
  • некоторые ФЗ (например, ФЗ № 201);
  • региональные акты об утверждении порядка оформления договора и дальнейшего использования объектов.

Перед составлением договора следует еще раз все перепроверить и утвердиться в необходимости землепользования, ведь управление участком предполагает не только права нанимателя, но и обязанности.

Оценка аренды земли проводится с помощью целого комплекса подходов – затратного, сравнительного и доходного. Лицо, проводящее оценку, имеет право выбрать любой из способов оценки к подходу (сравнительный способ, метод капитализации дохода, остаточную схему или методику предполагаемого использования).

Стоимость наемного права зависит от:

  • пользы территории;
  • выгоды с нее;
  • востребованности;
  • компетенции арендатора;
  • даты прекращения действия договора;
  • суммы уплачиваемой за наем земли;
  • количества лиц, имеющих права на землю;
  • назначения участка;
  • разрешения к использованию и других факторов.

Приведем пример оценки способом сравнения продаж. Чтобы правильно оценить право аренды земли, следует учесть конечную дату действия соглашения, сумму аренды, а также условия ее изменения, разрешение собственника на наем территории, возможность выкупа земли и продление договора на наем при изъявлении желания арендатора.

Отчет об оценки рыночной стоимости права аренды должен быть составлен согласно нормам оформления и содержать информацию о:

  • личных данных арендатора;
  • датах оценки и составления;
  • виде документа;
  • объектах оценки;
  • видах имущества;
  • наименовании и расположении рассматриваемого имущества;
  • категории земли и методах оценки.

Это некая форма замены одной из сторон договора, которая не разрывает наемные правоотношения и заключается с собственником земли.

Продажа права возможна если, арендодатель дал согласие, договор продажи права аренды не изменен, а новый акт о продаже составлен в той же форме, что и старый договор и в некоторых случаях заверен нотариально.

Арендатор земельного участка также имеет право на переуступку права аренды и субаренду ЗУ.

При этом у лесопользователя появляется ряд обязательств. Например, он должен будет гарантировать своевременную рекультивацию почвы, придерживаться установленных законодательством условий пользования лесными угодьями, осуществлять своевременное и качественное восстановление лесного фонда, заботиться о сохранности представителей растительного и животного миров, обитающих на выделенной территории.

Наряду с вышеперечисленными обязанностями, лесопользователь имеет следующие права:

  • производить вырубку древесины;
  • заниматься посадкой и выращиванием молодых деревьев и кустарников;
  • заготавливать сено;
  • с учетом ограничений по срокам, охотиться на диких животных и птиц;
  • заниматься пчеловодством;
  • заниматься сбором растительных даров леса;
  • организовывать туристические маршруты, физкультурные мероприятия;
  • при условии получения соответствующего разрешения, строить сооружения, используемые для развития лесного хозяйства.

Существует два типа использования водных объектов – общее и специальное. Общее водопользование не требует получения лицензии и не предполагает применение сооружений, технических средств и устройств.

  • проект участка (расположение, границы, площадь и другие характеристики);
  • кадастровый паспорт;
  • сведения о начальной цене и шаге аукциона;
  • данные о заявке, порядке ее подачи и доступных сроках;
  • размер задатка и способ его внесения;
  • проект арендного договора.
  • проведения охоты;
  • геологического изучения земельных недр и определение расположения полезных ископаемых;
  • работ, в ходе которых осуществляется строительство водохранилищ и искусственных водных объектов, сооружений, портов;
  • реконструкции и возведения объектов линейного характера;
  • реализации проектов, которые были оплачены инвесторами и предусматривают освоение лесного массива;
  • заготовки древесины.

Лесного фонда

Важно

Оценка земель лесного фонда проводится при заключении договора аренды, чтобы точно определить арендную ставку, или для оценки стоимости прав аренды участка земель лесного фонда, а конкретно – участка леса. Учёт и оценка земель, сбор, систематизация, хранение и обновление сведений о наличии, состоянии и использовании земельного фонда, все это служит для организации планового и рационального использования земель, а также для охраны исключительной собственности государства на землю и установленных прав землепользования.

Качественная оценка земель — это учет всех особенностей земель лесного фонда, свойств территории. При оценке почв и земель следует различать понятия почва и земля. Почва — это понятие генетическое, оно относится к определенному типу и в пределах его — к различным видам и разновидностям.Запрещено также выкупать леса в собственность или передавать их в субаренду. Но в большинстве случаев аренду земли лесного фонда можно оформить без всякого труда.

Правила пользования землями лесного и водного фондов

Лесного фонда

Физическим и юридическим лицам предоставляется возможность пользования землями лесного фонда на следующих правовых основаниях:

  • Постоянное (бессрочное) пользование;
  • Безвозмездное срочное пользование;
  • Срочная аренда.

В бессрочное пользование земли из лесного фонда предоставляются только юридическим лицам, перечисленным в ст. 39.9 Земельного кодекса РФ. На правах срочной аренды (безвозмездной или платной) лесные наделы предоставляются как юридическим, так и физическим лицам.

В безвозмездную срочную аренду наделы лесного фонда предоставляются бюджетным организациям или коммерческим предприятиям, с которыми заключён договор о развитии некоторых территорий РФ (Дальний Восток, Север), а также физическим лицам, имеющим право на льготное безвозмездное предоставление земельных наделов.

Важно знать, что лесные участки из лесного фонда не подлежат продаже ни физическим, ни юридическим лицам, продажа может быть только лесных насаждений (древесины), произрастающих на таких участках.

Договор покупки таких лесных насаждений у владельца земли (администрации) не может быть составлен на срок более одного года, в соответствии с п. 5 ст. 75 Лесного кодекса РФ.

Арендная плата за предоставление земель лесного фонда рассчитывается, согласно ст. 73 ЛК РФ, исходя из цели использования леса:

  • При аренде с изъятием лесных ресурсов, арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу объёма и всего объёма изъятых ресурсов;
  • При аренде без изъятия лесных ресурсов арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу площади и площади арендуемого надела.

Коэффициент (ставка) платы определён в специальной Методике, утверждённой правительством РФ. Из данной методики видно, что дороже всего будет стоить аренда лесных насаждений, содержащих преимущественно дуб, ясень и клён.

Необходимо помнить, что получать в аренду можно только наделы лесных земель, прошедшие кадастровый учёт и зарегистрированные в кадастровой палате.

Водного фонда

Большинство водных объектов и территорий находятся в собственности государственной власти.

Исключением является пруд или заполненный водой овраг, расположенный внутри границ земельного надела, принадлежащего юридическому или физическому лицу. Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ, такой пруд будет принадлежать владельцу земельного участка, в границах которого данный пруд расположен целиком.

Согласно п. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ, объекты водных территорий могут быть предоставлены в водопользование для осуществления следующих целей:

  • Забора водных ресурсов (откачка воды) для пищевых и иных нужд;
  • Использования акватории для различных целей;
  • Использования водных ресурсов без их забора для производства электроэнергии.

Водопользование — это такая разновидность аренды, применяемая к территориям водного фонда. Плата за водопользование, согласно ст. 20 ВК РФ, определяется ставкой, рассчитываемой Правительством РФ в зависимости от региона водопользования и конкретного водного объекта, предоставляемого в такое пользование.

На водных объектах, примыкающих к промышленным предприятиям или к стратегическим сооружениям, могут быть запрещены локально-правовыми актами следующие виды деятельности:

  • Забор воды для питья;
  • Купание;
  • Использование маломерных судов;
  • Использование развлекательного водного транспорта (катамараны, надувные лодки);
  • Водопой домашнего скота.

Важно знать, что отдельных налогов за пользование водными или лесными ресурсами не предусмотрено, так как все участки с такими ресурсами находятся в государственной собственности, и органы власти осуществляют пополнение бюджета регулировкой размеров ставок оплаты за аренду лесов или водопользование.

Инструкция, как взять в пользование

Начало процедуры

Если решено арендовать участок в лесу, то для начала нужно узнать, не проводят ли лесные аукционы местные органы власти. Информация об этом публикуется в официальных изданиях, на сайтах правительств, а также на порталах для размещения информации о проведении торгов. Там же указываются и сроки проведения конкурсов.

Если аукцион проводится, то необходимо узнать условия участия и разобраться подходят ли они вам. Для этого проще всего обратиться в местную администрацию. Для участия в аукционе требуется:

  1. Осмотреть земельный надел.
  2. Внести задаток и подать заявку на участие в аукционе.
  3. Выиграть конкурс.
  4. Заключить договор аренды.
  5. Зарегистрировать документ в Росреестре.

В заявке на участие в аукционе указываются контакты сторон (наименование, адрес, банковские реквизиты для юрлица, а для филица ИП адрес, персональные данные, номер паспорта). Организатор аукциона, по желанию покупателей, перед проведением аукциона может провести осмотр лесных участков, лесосек, делянок.

Участники аукциона соревнуются между собой, предлагая максимально возможную ставку арендной платы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *